Выпускник 2020: готовимся к итоговому сочинению на ошибках других

19 октября 2019

Говорят, умный учится на ошибках других. ФИПИ на своем сайте опубликовал результаты выборочного анализа итоговых сочинений 2018/2019 учебного года и Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению.

Опубликованные материалы содержат примеры работ выпускников прошлого года  с анализом сильных и слабых сторон этих работ, рекомендации по предотвращению типичных ошибок.

В частности, эксперты обращают внимание  на такие типичные ошибки, которые не следует допускать:

- создание сочинений по заданному алгоритму с ориентацией на готовый шаблон и использование домашних заготовок, неполная самостоятельность написания сочинения;

- списывания готовых сочинений и их фрагментов, обращение к кратким пересказам, фильмам и тому подобное;

- скованность в построении развернутых суждений, что приводит к ограниченности объема сочинения, неоправданной его лаконичности, либо наращиванию объема за счет пересказа текстов литературных произведений вместо их анализа;

- речевые ошибки всех типов;

- слабо развитые навыки редактирования собственного текста, необоснованные повторы;

- использование в сочинении клише и штампов;

- типичные орфографические ошибки: «Правописание безударных гласных в корне, проверяемых ударением», «Правописание словарных слов», «Правописание окончаний и суффиксов имен существительных и глаголов», «Правописание наречий»; «Слитное и раздельное правописание частиц НЕ и НИ»; «Правописание Н-НН в кратких причастиях, прилагательных и наречиях», «Правописание приставок», «Слитное, раздельное или дефисное написание слова» и др.

 

Эксперты рекомендуют обучающимся научиться:

- сравнивать и выстраивать в единый смысловой ряд события и героев произведений разных авторов и эпох в соответствии с задачей конкретного сочинения, строить логическое рассуждение и делать выводы;

- составлять план и следовать ему в процессе создания текста сочинения;

- формулировать и обосновать тезисы, связанные с темой;

- соблюдать соразмерность и логический порядок частей высказывания;

- устанавливать логические связи между вступлением и заключением;

- точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, уместно употреблять термины, избегать речевых штампов и не допускать, чтобы низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняло понимание смысла высказывания.

И ещё один важный совет дают эксперты: при переписывании сочинения помнить, что оно должно быть написано разборчивым почерком, и  следить за временем, так как проверяется только текст, переписанный в выданный бланк.

 

Предложены рекомендации также и учителям. В частности:

- начинать подготовку к сочинению с 5 класса и вести её систематически;

- особое внимание  уделить формированию умения создавать связный текст на заданную тему;

- регулярно практиковать выполнение письменных заданий на основе изучаемых литературных произведений (или их фрагментов);

- проводить не менее трех контрольных сочинений в течение учебного года;

- выполнять на уроках задания, связанные с формированием как конкретных умений, так и их комплекса, необходимого для написания сочинения;

- работу над ошибками проводить с опорой на критерии их оценки;

- при анализе сочинений цитировать и обсуждать фрагменты удачных работ, определять направления доработки текстов (находить неудачные формулировки мыслей, практиковать альтернативный подбор доказательств и примеров или способов перехода от одной мысли к другой, продумывать варианты вступления и заключения, предлагать альтернативный литературный контекст и так далее);

- для улучшения качества сочинений полезно проводить индивидуальные собеседования с обучающимися по конкретным замечаниям к их работам.

 

С методическими рекомендациями можно ознакомиться на сайте ФИПИ.

Напоминаем, что ранее на сайте ФИПИ были опубликованы Методические рекомендации по подготовке к итоговому изложению и рекомендации по составлению программы повышения квалификации для учителей русского языка и литературы по обучению написанию сочинения и изложения.

В этом учебном году итоговое сочинение пройдет 4 декабря 2019 года и в дополнительные дни – 5 февраля и 6 мая 2020 года. Комплекты тем итогового сочинения для различных регионов появятся на официальном портале ЕГЭ за 15 минут до его начала по местному времени.

 

Источник:

http://fipi.ru/about/news/metodicheskie-materialy-po-podgotovke-k-itogovomu-sochineniyu-izlozheniyu

http://obrnadzor.gov.ru/ru/press_center/news/index.php?id_4=7188

А+ А-